Слово
"экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно
испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные
экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник
оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в
их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать
занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не
должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему
одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и
силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку
человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая
готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что
каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает
самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а
провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до
экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие
дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация
поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется
потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите
вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова").
Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы
спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь
признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство
разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему
необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а
вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь
с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку,
прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать
часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите
вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно
знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже
пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых,
необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл
только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что,
ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку
лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только
та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной,
когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного
экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике
(учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ).
Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол,
свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале
"экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или
родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и
проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь
исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об
ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или
неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите
за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие
перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее
средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился
без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом
и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться
над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если
школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать,
только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.